Pre-loader

Внешняя политика Китая в центральноазиатском направлении в годы председательства Си Цзиньпина

avatar

Автор Ван Дицин

Магистр Факультета международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет

E-mail: nadiawangdq@gmail.com

Аннотация

С приходом к власти Председателя Си Цзиньпина в 2013 году Китай стал предпринимать активные действия для развития отношений со странами Центральной Азии, которые обладают огромным геополитическим, экономическим значением для КНР. В работе рассмотрены основные направления государственной дипломатии КНР на центральноазиатский вектор в первые годы руководства Си Цзиньпина. Главным элементов работы является изучение выступлений и мышлений Главы государства о развитии межгосударственного сотрудничества Китая со странами Центральной Азии. Разъяснение особенностей внешней политики КНР на данное направление и выделение различных стратегий к их осуществлению позволяет понять потенциалы и возможности развития взаимных отношений в перспективе.

Ключевые слова
Содержание

За пятилетие после созыва 18-го Всекитайского съезда КПК (Коммунистическая партия Китая) внешние политики Китайской Народной Республики реализовали многовекторную, многоуровневую и многомерную дипломатическую концепцию с китайской спецификой. Китай в дальнейшем нарастил свое международное влияние и внес весомый вклад в обеспечение мира и развития. Оценивая общую ситуацию во внешнеполитических отношениях, ЦК (Центральный комитет) КПК выделяет особенную важность внешней политики, ориентированной на сопредельное направление, что способствует развитию благоприятной окружающей обстановки для развития страны.[1] Был выдвинут ряд новых концепций, идей и стратегий, предприняты соответственные меры и курсы. Среди них, следует отметить инициативу совместного строительства «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь 21 века», с целью ее реализации по инициативе Китая были учреждены Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и фонд Шелкового пути. Помимо этого, еще сформулирована инициатива создания «Сообщества единой судьбы человечества», содействующая преобразованию системы глобального управления, «Новая концепция азиатской безопасности» с целю совместного создания новой обстановки безопасности и сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе. Именно эти стратегии составляют основные новые направления дипломатической политики КНР на сопредельный регион.[2]

На заседании ЦК КПК в Пекине 24-25 октября 2013 г. по работе в рамках дипломатии на сопредельный регион Генеральный секретарь Си Цзиньпин выступил с речью о внешней политике Китая в отношении сопредельных стран.[3] Он придал дипломатии сопредельного направления беспрецедентное важное значение, заявив, что «работа по налаживанию дипломатических отношений с странами необходима для достижения цели борьбы к «двум столетним юбилеям» и осуществлений китайской мечты о великом возрождении китайской нации».[4] По мнению председателя Си Цзиньпин, «сопредельные страны имеют весьма важное стратегическое значение для нашей страны, как с точки зрения географического расположения и природной окружающей среды, так и с точки зрения взаимных отношений».[5] Ситуация вокруг Китая сильно изменилась в начале 21 века, отношения между Китаем и сопредельными странами претерпели значимые перемены: более тесные экономические связи с соседними государствами, ежегодно растущие взаимодействия в различных сферах, что требует обновления, инновации и инициатив в внешнеполитической стратегии, а также в работе по отношению к странам сопредельного региона.

Для всестороннего развития дипломатии в отношении сопредельных стран выделяют такие необходимые направления: во-первых, интенсивное углубление сотрудничества на основе взаимной выгоды и совместного выигрыша; необходимо активное принятие участия в региональном экономическом сотрудничестве, совместными усилиями строить Экономический пояс шелкового пути и Морской шелковый путь, развивать торговое, инвестиционное, финансовое сотрудничество, углублять сотрудничество приграничных районов с сопредельными странами; во-вторых, продвигать сотрудничество в области региональной безопасности; придерживаться новой концепции безопасности «взаимное доверие, взаимная выгода, равенство и координация», активно участвовать в региональном и субрегиональном сотрудничестве в сфере безопасности, укрепить стратегическое взаимодоверие; в-третьих, усилить связи и коммуникацию с сопредельными странами, усилить общую дипломатию, народную дипломатию и культурно-гуманитарные обмены, заложить прочный социальный фундамент для долгосрочного развития отношений с сопредельными странами, осуществлять состыковку содержания китайской мечты с желанием народов сопредельных стран о лучшей благополучной жизни и с перспективами регионального развития, приобщить их с идей общности судьбы. [6].

Следует отметить, что во втором десятилетии 21 века дипломатия на сопредельное направление пользуется все большим вниманием, были приняты активные и инициативные стратегические меры противодействия ухудшению и усложнению обстановки безопасности в сопредельном регионе. По мнению директора Китайского института международных исследований Цюй Син в сопредельном регионе одновременно существуют как крупнейшие возможности, так и серьезнейшие вызовы формирования мирной и стабильной окружающей среды для дальнейшего развития, что обусловит реализацию китайской мечты и возрождение китайской нации. [7].

В сентябре 2013 г. в ходе визитов в Центральную Азию в своем выступлении, озаглавленным «Развивать дружбу между народами, совместно создавать прекрасное будущее», в высшем учебном заведении «Назарбаев Университет» в Нур-Султане председатель КНР Си Цзиньпин впервые выдвинул инициативу «Экономический пояс Шелкового пути», которая с инициативой «Морской шелковый путь 21 века», выдвинутой в октябре в Индонезии, Юго-Восточной Азии, объединились в инициативу «Один пояс – Один путь». Председатель заявил, что развитие отношений дружбы и сотрудничества со странами Центральной Азии является приоритетным направлением китайской дипломатии. Глава государства предложил сторонам объединить усилия и создать «экономический коридор Шелкового пути», чтобы формировать крупномасштабное региональное сотрудничество и содействовать интеграционному процессу в региональной экономике. [8]. С целью расширения сферы взаимодействия и продвижения сотрудничества в полном масштабе в данном выступлении выделены такие конкретные направления, как политическая координация, взаимосвязанность инфраструктуры, бесперебойная торговля, свободное передвижение капитала, и взаимное сближение ожиданий народов, что так и называется «пять коммуникаций» на китайском языке. [9] Говоря о валютном передвижении, следует отметить, что переход к национальным валютам в торговых обменах и расчетах обладает стратегическим значением в финансовых операциях между нашими странами, способствуя значительному снижению издержек денежного обращения, укреплению способности стран на противодействие финансовым рискам, и повышению конкурентоспособности региона в международной экономике и торговле.

В 2014 году на 8-м заседании Центральной руководящей группы по финансовым и экономическим делам был подготовлен план реализации «Пояса и пути» и в целях финансирования проектов созданы два финансовых института: Фонд Шелкового пути и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. По словам Главы государства, «создание АБИИ направлено на предоставление странам вдоль «Пояса и пути» финансовой поддержки в развитии инфраструктуры и содействие экономическому сотрудничеству, а учреждение Фонда Шелкового пути призвано использовать денежный потенциал Китая для непосредственной поддержки его строительства». [10] В 2015 году Государственным комитетом по развитию и реформам совместно с Министерством иностранных дел и Министерством коммерции обнародован программный документ – «Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути 21 века». [11] В данном документе уделено внимание открытости всех регионов Китая, в частности, отметили, что необходимо использовать географическое преимущество Синьцзяна, как окна на Запад, чтобы содействовать сотрудничеству и взаимодействию со странами Центральной Азии, Южной и Западной Азии, а также продвигать формирование транспортного узла, центра бизнес-логистики и научно-культурной платформы. В других регионах и больших городах северно-западной части Китая создать торгово-логистический коридор, индустриальные парки и центры культурного обмена, ориентированные на страны Центральной Азии, Южной и Западной Азии.[12] В том же году к инициативе «Пояс и Путь» были добавлены принципы «совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования», что изъяснило дух данной стратегической концепции.[13] Строительство экономической полосы придерживается целей и принципов Устава ООН и учитывает интересы всех стран вдоль шелкового пути на основе пяти принципов мирного сосуществования, все участники инициативы имеют равные права в принятии мер и действий в ее осуществлении на принципе взаимной выгоды и совместного выигрыша. Подписание Совместного заявления между РФ и КНР о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути от 2015 года генерирует новый импульс во взаимодействии Китая с соседними странами в Центральной Азии.

14-15 мае 2017 г. в Пекине успешно проведен первый форум по международному сотрудничеству на высшем уровне в рамках инициативы «Один пояс и один путь», достигнуты серии результатов на пять направлений коммуникаций.[14] 24 октября 2017 г. в текст Устава КПК, принятого с частичными поправками 19-м Всекитайским съездом, введена инициатива «Один пояс и один путь», что вполне указывает на ее важную роль в международном сотрудничестве. [15]

В 2014 году в ходе проведения Шанхайского саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии председатель КНР Си Цзиньпин выступил с речью о совместном создании новой обстановки безопасности и сотрудничества, с инициативой «установления новой концепции всеобщей, комплексной безопасности, концепции сотрудничества и продолжительного развития Азии». [16] Он сказал, что необходимо всесторонне защищать безопасность, как в традиционной сфере, так и в нетрадиционных сферах, поскольку проблемы безопасности в Азии так сложны, что охватывают национальные и религиозные противоречия, терроризм, транснациональные преступления, экологическая безопасность, сетевая безопасность, безопасность в области энергетики и ресурсов и т. д. Нам нужно противодействовать всем видам потенциальных угроз, усилить борьбу против «трех сил зла» – терроризма, сепаратизма и экстремизма, развивать сотрудничество в международном и региональном уровне, чтобы обеспечить мирную и спокойную жизни народов регионов. [17] Помимо этого, председатель заявил, что «мирное развитие Китая начинается в Азии, находит опору в Азии и создает благо для Азии»; Китай с доброжелательностью и по-партнерски относится к сопредельным странам, желает, чтобы собственное развитие принесло выгоду азиатским странам; китайская сторона намерена вместе с другими странами региона создать механизм регулярного обмена и сотрудничества, совместно противодействовать серьезным чрезвычайным событиям в области безопасности. [18] По мнению младшего научного сотрудника Института изучения России, Восточной Европы и Средней Азии Академии общественных наук КНР Ян Цзинь, предложение Китаем «Концепция новой безопасности в Азии» значительно обогащает содержание регионального сотрудничества в области безопасности, и понимание того, что безопасность в Азии в конечном счете будет защищаться народами Азии собственными усилиям и путем укрепления сотрудничество, дает людям уверенность и новое осознание; все это приведет к формированию новой модели безопасности в Азии. [19]

В своем докладе на 19-м съезде КПК генеральный секретарь Си Цзиньпин заявил, что «Китай активно развивает глобальные партнерские отношения, …, стимулирует координацию и сотрудничество с ведущими странами мира», …, Китай развивает отношения с сопредельными странами в соответствии с концепцией «доброжелательность, искренность, взаимовыгодность и инклюзивность» и внешнеполитическим курсом на доброжелательные и партнерские отношения с соседними странами, …, Китай укрепляет сплоченность и сотрудничество с развивающимися странами на основании концепции «правдивость, деловитость, душевная близость и искренность» и правильного понимания справедливости и выгоды».[20] Глава государства также отметил, что Китай будет активно стимулировать взаимодействия в рамках инициативы «Один пояс и один путь», чтобы создать новые площадки международного сотрудничества, придать новые импульсы совместному развитию; Китай будет большими усилиями помогать развивающимся странам, в особенности, наименее развитым странам, чтобы сократить разницы в развитии между разными регионами. Китай намерен принять активное участие в преобразовании и формировании системы глобального управления, придерживаясь принципов совместного консультирования, совместного строительства и совместного использования. Китайский народ вместе с народами всего мира смогут создавать сообщество единой судьбы человечества. [21].

Разъяснив особенности внешней политики Китайской Народной Республики на сопредельное направление и различные стратегии к их осуществлению, вполне возможно привести к тому, что с момента выдвижением проекта совместного строительство «Один пояс и один путь» взаимные отношения и сотрудничество КНР с Центральноазиатскими государствами приобретает небывалое стратегическое значение и вступает в новую фазу во всех аспектах.

Страны Центральной Азии, благодаря своему уникальному местоположению на Евразийском континенте, играют важную роль моста, соединяющего бурно развивающий восточноазиатский регион и развитую европейскую экономическую зону. Доказательством служит тот факт, что два из основных трех маршрутов Экономического пояса шелкового пути будет проходить через Центральноазиатский регион: один дальше через Россию до балтийского моря и Европы, другой к персидскому заливу, Средиземному морю. Активное участие центральноазиатских стран в данных проектах содействует реализации китайской стратегии. Строительство сухопутного экономического коридора дает возможность, чтобы китайские товары и капитал поступали в ключевые зоны Европы, а также стимулировали развитие в строительстве инфраструктуры в Центральной Азии, в дальнейшем продвигали их социально-экономическое развитие.

Cписок литературы и источники
01 Жэньминь Жибао, 一带一路始终坚持共商、共建、共享 [Строительство «Пояса и пути» крепко придерживается принциов «совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования»] // Пресс-канцелярия, Госсовета КНР, 16 февраля 2015 г., URL: http://www.scio.gov.cn/ztk/dtzt/2015/33995/34002/34016/Document/1463767/1463767.htm , Дата обращения: 11. 05. 2020. 02 Жэньминь Жибао, 习近平在周边外交工作座谈会上发表重要讲话 [Выступление на совещании по дипломатической работе с сопредельными странами: Создание благоприятной окружающей обстановки для развития нашей страны] // 26 октября 2016 г., URL: http://politics.people.com.cn/n/2013/1025/c1024-23331526.html , Дата обращения: 10. 05. 2020. 03 Быкова Н.И. Идея вечного возвращения и тема предательства в романе Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» // International scientific review. – 2016. – № 20 (30). – С. 65-68 04 Жэньминь Жибао, 习近平在周边外交工作座谈会上发表重要讲话强调:为我国发展争取良好周边环境 [Выступление на совещании по дипломатической работе с сопредельными странами: Создание благоприятной окружающей обстановки для развития нашей страны] // 26 октября 2016 г., URL: http://politics.people.com.cn/n/2013/1025/c1024-23331526.html , Дата обращения: 10. 05. 2020. 05 Новостная сеть Синьхуа, Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК // 03 ноября 2017 г., URL% http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm , Дата обращения: 10. 05. 2020. 06 Новостная сеть Синьхуа, Полный текст Устава КПК, принятого с частичными поправками 19-м Всекитайским съездом КПК // 03 ноября 2017 г., URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726536.htm , Дата обращения: 05. 05. 2020. 07 Новостная сеть Синьхуа, 亚信第四次峰会在上海举行,习近平主持并发表讲话 [Си Цзиньпин руководил 4-й Саммит АСЕАН в Шанхае и выступил с речью] // 21 мая 2014 г., URL: http://www.xinhuanet.com//world/2014-05/21/c_1110799227.htm , Дата обращения: 05. 05. 2020. 08 Посольство Китайской Народной Республики в Республике Казахстан, Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете (полный текст) // 16 декабря 2013 г., URL: http://kz.chineseembassy.org/rus/zhgx/t1077192.htm , Дата обращения: 11. 02. 2020. 09 Посольство КНР в Государстве Кувейт,“一带一路”国际合作高峰论坛成果清单[Перечень достижений международного Форума «Один пояс, один путь» высокого уровня] // URL: http://kw.china-embassy.org/chn/xgzt/IDIL/t1581846.htm , Дата обращения: 11. 05. 2020. 10 Си Цзиньпин, Активно утвердить концепцию азиатской безопасности, вместе создать новую обстановку безопасности и сотрудничества, 21 мая 2014 г. // Си Цзиньпин. О государственном управлении. – Пекин.: Издательство литературы на иностранных языках (Вайваэнь чубаньшэ)., 2014. С.479-488. 11 Си Цзиньпин, Следование концепции «близости, искренности, взаимной выгоды и инклюзивности» в дипломатических отношениях с сопредельными странами, 24 октября 2013 г. // Си Цзиньпин. О государственном управлении. – Пекин.: Издательство литературы на иностранных языках (Вайваэнь чубаньшэ)., 2014. С. 400-406. 12 Си Цзиньпин, Следование концепции «близости, искренности, взаимной выгоды и инклюзивности» в дипломатических отношениях с сопредельными странами, 24 октября 2013 г. // Си Цзиньпин. О государственном управлении. – Пекин.: Издательство литературы на иностранных языках (Вайваэнь чубаньшэ)., 2014. С. 400-406. 13 Синьхуа Новости, Председатель КНР Си Цзиньпин об инициативе «Пояс и путь» // 12 мая 2017 г., URL: http://russian.news.cn/2017-05/12/c_136276839.htm , Дата обращения: 11. 05. 2020. 14 Ян Цзинь, «Новая концепция безопасности в Азии» поменяет структуру безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе // 22 мая 2014 г., Russian.China.org.cn, URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-05/22/content_32969453.htm , Дата обращения: 10. 05. 2020. 15 曲星 [Цюй Син], 周边外交需要顶层设计[Дипломатия на сопредельное направление требует высокоуровневого планирований] // 26 октября 2013 г., Хуаньцю шибао (Китайская газета «Глобал таймс»), URL: https://opinion.huanqiu.com/article/9CaKrnJCQMc , Дата обращения: 10. 05. 2020. 16 石源华[Ши Юаньхуа], 中共十八大以来中国周边外交研究报告[Исследование о соседней дипломатии Китая после 18-го съезда КПК]// – Пекин.: 社会科学文献出版社[Издательство документации общественных наук], 2016. С. 30-36. 20 Новостная сеть Синьхуа, Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК // 03 ноября 2017 г., URL% http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm , Дата обращения: 10. 11. 2020. 21 Там же